Устройство автомобильной тормозной системы

Любой автомобиль с выключенным двигателем способен еще некоторое время продолжать движение по инерции. Но рано или поздно под воздействие силы трения он остановится. Для того чтобы сократить при этом расстояние, которое проходит автомобиль до полной остановки, и существует тормозная система. Ее основное предназначение – это уменьшение скорости движения, остановка, а также экстренное замедление в случае нештатных ситуаций. Необходимость наличия тормозов в каждом транспортном средстве была осознана человечеством давно в силу понимания опасности, которую несет в себе скоростной объект, не способный в один момент прекратить свое движение или хотя бы замедлится.

Тормозная система воздействует на автомобиль с помощью, так называемой тормозной силы. Она возникает в момент, когда тормозной механизм блокирует поступательные движения колеса. При этом тормозная сила направлена в противоположное направление от движения автомобиля и имеет обратную зависимость. То есть чем больше скорость движение, тем сильнее тормозное усилие направленно на предотвращение качения колес. Максимальное значение тормозной силы также прямо зависит от коэффициента сцепления. Высокие значения последнего зависят от сухости покрытия дороги и непосредственного качения колес, поскольку при пробуксовке или скольжении сцепление понижается. Таким образом, добиться высокой эффективности замедления с помощью системы тормозов можно только в случае балансировки колес на грани скольжения или блокирования. Для этого, как правило, используется система АБС, которая препятствует блокированию колес. Также максимизации тормозного усилия способствует его приложение к каждому колесу автомобиля.

Как и каждый сложный комплекс, тормозная система имеет свою конструкцию и принцип работы. Основной и главный элемент системы это ее непосредственный пользователь (читай водитель). Именно он принимает решение об остановке автомобиля и приводит в движение педаль тормоза. Усилие водителя через несколько передаточных механизмов воздействует на тормозные диски, которые в свою очередь останавливают вращательное движение колодок. Таким образом, автомобиль прекращает свое движение вплоть до полной остановки. Как правило, каждое транспортное средство оборудовано несколькими системами тормозов, которые дублируют друг друга. Это направлено, в первую очередь, на повышение безопасности, поскольку тормозная система является таким же важным элементом авто как и агрегаты, приводящие его в движение. Основная тормозная система состоит из тормозных устройств, главного цилиндра, усилителя. Все это соединяется с помощью контура или магистралей, также не стоит забывать о рабочей жидкости. При этом система имеет несколько контуров, что позволяет осуществлять эффективное замедление автомобиля даже в случае повреждения тормозных шлангов.